Daugailių bendruomenė nuoširdžiai dėkoja  visiems, parėmusiems bendruomenę ir pervedusiems  2018 metais  2 procentus savo pajamų mokesčio sumos. Minėtos lėšos labai reikalingos ne tik organizuojant renginius, bet ir panaudojamos kitoje bendruomenės  ir miestelio veikloje. Šiais metais paremdami  bendruomenę Jūs jau prisidėsite prie būsimų renginių įvairovės ir gausos. 2019 m. Daugailiai švęs 765 metų sukaktį.

Daugailių bendruomenė prašo visus bendruomenės narius, seniūnijos gyventojus, ar asmenis, norinčius prisidėti prie Daugailių bendruomenės ir miestelio veiklos  pervedant 2 procentus pajamų mokesčio sumos Daugailių bendruomenei. Prašymą Valstybinei mokesčių inspekcijai galima pateiktas šiais būdais:

1. Įteiktas tiesiogiai mokesčių administratoriui, t.y. asmeniškai siunčiant  savo deklaracijos formą paštu . Voką siųsti šiuo adresu : Deklaracijų Tvarkymo Skyrius, Druskininkų AVMI , Neravų g. 8 , Neravų kaimas, 66402 Druskininkai.

2. Elektroniniu būdu. Internetinės bankininkystės vartotojai ( įėję į internetinį banką ir pasirinkę elektroninį deklaravimą), arba jeigu esate sudarę sutartis gyvenamosios vietos apskrities mokesčių inspekcijos skyriuose, galite prisijungti prie Elektroninio deklaravimo sistemos ir prašymą FRO512 forma (04 versija) pateikti internetu (pvz. teikiant metinę pajamų deklaraciją  VMI prie FM interneto svetainėje www.vmi.lt skelbiama Prašymo FR0512 forma, skirta pildyti kompiuteriniu būdu. Formą galima atsispausdinti iš tinklapio http://www.vmi.lt.

Duomenys, reikalingi formos FRO512 (04 versija) pildymui: - paramos gavėjo identifikacinis numeris – 184292853; - paramos gavėjo pavadinimas – Daugailių bendruomenė; - paramos gavėjo adresas – Didžioji g. 48, 28414 Daugailiai, Utenos r. Jei nė vienas iš nurodytų būdų Jums nėra patogus, prašymą galite užpildyti Daugailių seniūnijoje arba perduoti bendruomenės pirmininkei Jūratei Paliulienei. Prašymai priimami iki 2019 m. gegužės 2 d.

Nuoširdžiai dėkojame už  norą paremti Daugailių bendruomenės veiklą.

Sausis Vasaris Kovas Balandis Gegužė Birželis Liepa Rugpjūtis Rugsėjis Spalis Lapkritis Gruodis

24

26

24

29

24

24

26

31

24

25

24

26

31

24

25

24

26

29

24

27

 ▪ Pavojingų atliekų (galvaninių elementų, liuminescencinių lempų, akumuliatorių, panaudotų tepalų ir kt.), didelių gabaritų atliekų (baldų, buitinės technikos ir kt.) ir kitų antrinių žaliavų, susidariusių buityje, surinkimas. Dėl tikslaus atliekų surinkimo laiko ir sustojimo vietų gyventojai turi kreiptis į seniūniją tel. (8 389) 35580, (8 389) 62315.

▪ Pakuotės atliekų (popierinės ir kartono, plastikinės, metalinės) iš individualių pakuočių konteinerių (geltonos spalvos) surinkimas.

 ▪ Stiklo atliekų iš individualių pakuočių konteinerių (žalios spalvos) surinkimas.

2021 m. balandžio mėn.

80 m.

LEOKADIJA NASAVIČIŪTĖ                   Narutiškio k.

IRENA NAGELIENĖ                                 Daugailių mstl.

VYTAUTAS STEPONAVIČIUS               Šlepečių k.

75 m.

STASĖ ROTAUTIENĖ                             Radeikių k.

BRONIUS AUDICKAS                             Daugailių mstl.

70 m.

JUOZAS GUIGA                                         Radeikių k.

STANISLAVA RIBOKIENĖ                     Daugailių mstl.

65 m.

LEONAS GALVANAUSKAS                  Daugailių mstl.

60 m.

JONAS JACKŪNAS                                  Kubilių k.

55 m.

SVETLANA DERVINIENĖ                       Daugailių mstl.

VALDAS KATINAS                                   Šlepečių k.

GIDAS PILIPAVIČIUS                               Juknėnų k.

RIMANTAS VAIKUTIS                             Drąsėnų k.

VYTAUTAS BURKŠAITIS                       Daugailių mstl.

FAMAIDA JACKŪNIENĖ                         Kubilių k.

BALANDŽIO MĖN.

85 m.

IRINA PLOTNIKOVA (balandžio 22 d.)  Vajasiškio k.

VERONIKA LELEIKIENĖ (balandžio 25 d.)  Radeikių k.

ADELĖ MIŠKINIENĖ (balandžio 29 d.)  Daugailių mstl.

75 m.

STANISLVA SLAPŠINSKIENĖ (balandžio 9 d.)  Antandrajos k.

LEOKADIJA NASAVIČIŪTĖ (balandžio 10 d.)  Narutiškio k.

IRENA NAGELIENĖ (balandžio 12 d.)  Daugailių mstl.

VYTAUTAS STEPONAVIČIUS (balandžio 24 d.)  Šlepečių k.

70 m.

VILIUS JURELĖ (balandžio 4 d.)  Daugailių mstl.

STASĖ ROTAUTIENĖ (balandžio 20 d.)  Radeikių k.

BRONIUS AUDICKAS (balandžio 30 d.)  Daugailių mstl.

65 m.

JUOZAS GUIGA (balandžio 7 d.)  Radeikių k.

STANISLAVA RIBOKIENĖ (balandžio 15 d.)  Daugailių mstl.

60 m.

LEONAS GALVANAUSKAS (balandžio 23 d.)  Daugailių mstl.

55 m.

JONAS JACKŪNAS (balandžio 2 d.)  Kubilių k.

POVILAS STUMBRYS (balandžio 6 d.) Radeikių k.

50 m.

SVETLANA DERVINIENĖ (balandžio 9 d.)  Daugailių mstl.

VALDAS KATINAS (balandžio 11 d.)  Šlepečių k.

GIDAS PILIPAVIČIUS (balandžio 18 d.)  Juknėnų k.

DAIVA MUSTEIKIENĖ (balandžio 19 d.)  Bajoriškių k.

RIMANTAS VAIKUTIS (balandžio 20 d.)  Drąsėnų k.

FAMAIDA JACKŪNIENĖ (balandžio 29 d.)  Kubilių k.

 

BIRŽELIO MĖN.

95 m.

ELENA PETROKIENĖ (birželio 6 d.)  Daugailių mstl.

85 m.

BRONĖ MALAIŠKIENĖ (birželio 1 d.)   Daugailių mstl.

80 m.

ALDONA MERKIENĖ (birželio 17 d.)  Nuodėgulių k.

VINCENTAS ALGIMANTAS SEIBUTIS (birželio 26 d.)  Drąsėnų k.

75 m.

JONAS ZABARAUSKAS (birželio 11 d.)   Daugailių mstl.

70 m.

BRONIUS GRIGALIŪNAS (birželio 9 d.)  Bajoriškių k.

65 m.

ALVYDAS KAZLAS (birželio 27 d.)   Daugailių mstl.

60 m.

VASILIJUS JASAS (birželio 25 d.)  Antandrajos k.

55 m.

ALDONA PETRĖNIENĖ (birželio 3 d.)  Daržinių k.

VIRGINIJA AUGUSTINIENĖ (birželio 14 d.)  Radeikių k.

50 m.

ROLANDAS MECELICA (birželio 3 d.) Daugailių mstl.

 

LAIMUTIS GRUODIS (birželio 5 d.)  Maneičių k.

VILMA GASIULIENĖ (birželio 19 d.)  Radeikių k.

 

 

LIEPOS MĖN.

90 m.

ALFONSAS VEDRICKAS (liepos 20 d.)  Noliškio k.

80 m.

ONA SKREBIENĖ (liepos 27 d.)  Pakryžės k.

70 m.

ANTANAS GRIŽILAS (liepos  9 d.)  Daugailių mstl.

JELENA DORONDOVA (liepos 20 d.) Juknėnų k.

65 m.

POVILAS BILIŪNAS (liepos 8 d.)  Noliškio k.

ZOSĖ VĖŽIENĖ (liepos 9 d.)  Daugailių mstl.

NATALIJA IVANOVA (liepos 14 d.)  Daugailių mstl.

60 m.

ALDONA LABOKIENĖ (liepos 10 d.)  Drąsėnų k.

ALGIMANTAS PETRĖNAS (liepos 13 d.) Daržinių k.

55 m.

VACLOVAS STEPANAVIČIUS (liepos 2 d.)  Juknėnų k.

LORETA GEMA BALTADUONĖ (liepos 17 d.) Paberžės k.

VALENTINA ARDIŠAUSKIENĖ (liepos 21 d.)  Daugailių mstl.

JONAS JUODVALKIS (liepos 23 d.) Voliškio k.

ALOYZAS ALELIŪNAS (liepos 28 d.) Radeikių k.

50 m.

RAMUNĖ ČIEGIENĖ (liepos 4 d.) Paberžės k.

 

History
The history of Daugailiai is closely connected to the historical events of Lithuania. Military corps under the leadership of the French general of the army Udin had marched through Daugailiai towards Polock at the time of Napoleon?s campaign against Russia in 1812. Lead by Emilija Pliateryte, the military troop arrived in Daugailiai at the time of the rebellion in 1831. When the Peterburg  Warsaw road was finished in 1836, a post station was founded in Daugailiai. There was a stone house with stable and calling on the way court. The station consisted of two main buildings. The house was divided into two separated rooms, in which post workers and soldiers lived. There were equipped waiting  rooms for passengers. The famous Lithuanian poet A. Baranauskas wrote about the trip with the diligence through Daugailiai. A post horseman was depicted in Daugailiai borough?s Emblem, which was created in 2004.
The rebellion of 1863-1864 had also left marks in the history of Daugailiai. The rebels leaded by K. Lukosiunas acted in the countryside of Daugailiai.

Thanks to the native family of Jureles (Jonas, Justinas and Julija) Lithuanian books, newspapers and prayer books reached Daugailiai, although press prohibition still existed.
WW II took away the lifes of these natives: P. Jurele, J. Merkys, D. and K. Malisauskai, P. Vosylius, S. Tarulis, B. Kimsa. The Soviet rule was established there in the 10th of July in 1944 and soon three partisanian troops started to act in Daugailiai countryside. A small triangular square in the centre of Daugailiai is sprinkled with the blood of postwar resistants.
The bloody events of January in 1991 also inscribed in the history of Lithuania the name of native Algimantas Petras Kavoliukas.
The Russian State elementary school was opened in Daugailiai in 1900 but some illegal Lithuanian schools leaded by tutors worked in the countryside too.
The Lithuanian elementary school started to work in 1920 and the elementary school of six complete sets was built in 1936. The new building of Daugailiai school rose in the centre of the settlement in 1970 and the annex was built in 1980. The school is being called primary school till 1998.
124 pupils studied, 20 teachers and 15 other workers worked at Daugailiai primary school at the time of 2004-2005 school year. The school is directed by Stasys Dervinis. The societies of sport, arts and study of local lore work there.

The places of sight in Daugailiai

The mound of Daugailiai is the archeological monument, which one can find over 300 metres from the road Utena-Zarasai. It is dated 1000 the year of grace.
At the end of XVII century the first church of Daugailiai was built on the top of the mound. The cemetery were in the graveyard. The dead people were buried on the top of the mound and in the pitches.
The Institute of Lithuanian History (leader G. Zabiela) was researching the central part of the mound. There were found stone scorched base of the church, a part of the ruin grave and a shilling of Ernst Biron, who was vicegerent in Curonia in 1764.
The wooden fancy cross has been built on the mound for the memory of the first church of Daugailiai in the 15th of July in 1990.
The priest Antanas Rumsevicius built the current church of Sanctus Antanas Paduvietis in 1883.
The priest Kazimieras Kirsinas worked in Daugailiai in 1897-1935. He was the first priest, who had been buried in the cemetery of Daugailiai. He very heartily carried of education of Daugailiai people.
Daugailiai has belonged to the parish of Dusetos until 1939. In 1939 the priest Kazimieras Mozuras fixed the church, built a new parsonage.
The priests Adomas Vysniauskas and Gediminas Sukys took care of spiritual life in the parish of Daugailiai at the postwar period.
The canon of honour and priest Petras Baltuska works there until 1970. He had celebrated his 50 years of pastorate in the 18th of July in 2004. The parson P. Baltuska takes care not only of spiritual life of parishioners but he also has a big library. The priest Petras Baltuska was awarded to cross of knight order of Lithuanian duke Gediminas in the 25th of June in 2004.
The cemetery of Daugailiai is in the eastern part of the settlement. It was started to bury there in 1886.
17 Lithuanian Army volunteers were buried there in 1919-1921. There are more famous people, who were buried in Daugailiai cemetery: Jonas Valiukenas (one of the oldest Lithuanian Army volunteers and creators, who was buried there in 1960); K. Kirsinas (The priest of Daugailiai parish of many years standing); Juozapas Cepenas ( a priest and a doctor of philosophical sciences).
A monument ´For God and Motherland? stands in the centre of Daugailiai. It was built in 1938 to the Independence of Lithuania, also commemorating the 550th anniversary of Lithuanian christening, 25th anniversary of the Catholic youth union ´Spring? and 15th of activity of Daugailiai ´Spring? company. The small plant was set in the monument in 2002. It has to remember the partisans of Daugailiai territory.

The places of sight in Daugailiai monitorment
There are a lot of places, which one can visit, especially one can find many homesteads of famous Lithuanian people.
A native land of Bronius Kviklys (born in 1943) is named Zastronas village. B. Kviklys is the author of encyclopedic edition "Our Lithuania" (4 volumes) History of Lithuanian villages and boroughs, and book ´Lithuanian churches (7 volumes). He is the famous scientist and cultural worker in emigration, who dedicated all his life to the preservation of Lithuanianism.
A homeland of the poet Jonas Siozinys (1915-1987), who was born in Sioziniai village is also in Daugailiai territory. He wrote 5 poetry collections, many poems and tales for children.
One can also find and visit there the homestead of poets Antanas and Motiejus Miskiniai. Two classics of Lithuanian literature were born in Juknenai village. Antanas Miskinis (1905-1983) wrote such collections of poetry like ´Four towns?, ´Poems?, ´Near ground?, ´Diary? and others. He was buried in Antakalnis cemetery, in Vilnius. Motiejus Miskinis (1897-1974) was a famous translator, pedagogue and researcher of literature. He founded a little school in his homeland Juknenai. Now the museum is established in their homestead.
A famous Lithuanian archbishop Mecislovas Reinys (1884-1953) was born in Madagaskaras village, which also belongs to Daugailiai monitorment. He was the Minister of Foreign Affairs of Lithuania, the bishop of Vilkaviskis, the archbishop of Vilnius, a martyr. He died in Vladimiras prison, in Siberia.
The historian Pranas Cepenas(1899-1980) is one more native. He was born in Velaikiai village. P. Cepenas was the editor of ´Encyclopedia of Lithuania?, ´Dictionary of international words?, which were published in Independent Lithuanian State, he is also the editor of ´Encyclopedia of Lithuania? (37 Volumes), which was published in Boston, in USA, the author and editor of ´Lithuanian modern history? (2 volumes). He died in USA, in 1980. Juozapas Cepenas (1880-1976), a priest and a doctor of philosophical sciences, was his brother.
One can also visit the grave of Jokubas Simkevicius (1775-1818) in Taukeliai village. He was a doctor, humanist. He wrote the first text book of Lithuanian surgery ´The science of theoretical and practical surgery?, the first text book of pediatrics ´The science of children diseases?, he was also one of the first who started to propagate the ideas of abstinence.

Public and social institutions and organizations in Daugailiai

One can find more information about Daugailiai, it?s history, ancient editions, money and famous people of these places in the Museum of Daugailiai. The Museum of Local Lore was opened at Daugailiai school in the 7th of May in 1988. The exhibition was renewed at the time of Rebirth. The bishop of Panevezys J. Preiksas consecrated the Museum in the 11th of July in 1993. It is leaded by the teacher Rita Jurkeviciene. The Museum is receiving a great deal of company (pupils, soldiers, social organizations) from abroad and various places of Lithuania annually. There are inscribes in Russian, English, Chinese languages in the Company Book of the Museum.
The library was opened in Daugailiai in 1940. It became the branch of public library A. and M. Miskiniai of Utena. A public internet centre ´Window to the future? was opened there in 2002. Now the library is leaded by Aida Grigaliuniene who was awarded to bounty at the competition of the best Lithuanian library in 2004.
There were a hospital in Daugailiai in 1938-1947, later a dispensary was established. The chemistry was founded in 1940. Both these institutions (the dispensary and chemistry) worked in the premises of parsonage, but they were transferred to school premises in 1998.
A fire station started to work in Daugailiai in XX century, 7th decade. Now it is Daugailiai fire brigade of fire prevention rescuing service of Utena, which is directed by Povilas Vezys.
The entertainment centre was opened in Daugailiai in 1958. There were societies of drama and folkdance, dance company of elderly people, women quartet, women ensemble, chorus.
Public organizations in Daugailiai:
1) Daugailiai section of Lithuanian farmers society, which was registered in 1998 (president  Regina Meskuotiene).
2) A Friend Society of Daugailiai School, registered in 2000 (chairman  Antanas Vilunas).
3) A Fund of health and sport supporting of Daugailiai, registered in 2002 on Lithuanian ambassador for USA and Mexico Vygaudas Usackas initiative. The leader of the fund is Stasys Dervinis.
4) Daugailiai community was founded in 2003.
There are a branch of gas  station network "Alausa", countryside tourism homestead of M. Balciunas, three shops.
A native skiers Aukse Dervinyte and Dainius Mazliokas made known Daugailiai name successfully representing Lithuania at European and World Youth Championships in 2005. Stasys Dervinis, who is their trainer, is also coach of Lithuanian Youth national team.

На окраине Утянского района, между холмов и прекрасных берёзовых рощ, среди озёр и речек раскинулся Даугайляй – земля отцов и прадедов, которая славится своим историческим прошлым, родина многих и многих известных всей Литве людей.

Даугайляй сегодня – это центр сельского совета, обосновавшийся у международной магистрали Каунас-Даугавпилс (в 18 км от г. Утены)

На территории Даугайляйского сельсовета находится немало курганов и городищ: Даугайляйский, Антильге, Гатяляй Гарняй, Байоришкес, Нуодегуляй и др.
Обнаружены богатые археологические находки – орудия из древних могильников каменного, бронзового и железных веков свидетельствуют, что в этих местах люди жили с древних времён.
В центре посёлка Даугайляй есть городище, где найдена керамика, характерная для 1-5 в.в.
В З - х км на восток от Даугайляй в дер. Жадавайняй обнаружено древнее капище, где найдены бронзовые украшения, железные топоры с узким лезвием.
Окрестности Даугайляй богаты озёрами. Самое большое из них - Индрая (длина 4,6 км площадью в 300 Га ), название которого связано с именем мифологической богини Индрая. Другие озёра: Лиминеляй, Мишкинис, Падварнис, Паштис, Пелякис (20 Га) манят летом к себе отдыхающих.
В исторических источниках Даугайляй упоминается с 1254 года. О событиях, которые происходили в этом краю, их связи с общей историей Литвы, исторических личностях, поэтах и писателях, о политических и общественных деятелях Вы можете узнать, посетив Даугайляй.

 

ИСТОРИЯ

Центр Даугайляйского сельсовета – это посёлок Даугайляй, в котором проживает 377 жителей.
Согласно энциклопедическим изданиям Даугайляй в исторических источниках упоминается с 1254 года. Те времена напоминает находящийся в центре посёлка городище, на котором в 13 веке стоял деревянный замок.
К сожалению, исчерпывающих сведений о Даугайляй того времени нет. Более подробные сведения о Даугайляй встречаются только с 18 века. С 1735 года Даугайляй уже называют посёлком. Историческое прошлое этого края тесно переплетается историческими событиями страны.
Во времена похода Наполеона в 1812 года в Россию из Вилкмярге через Даугайляй в направлении Полоцка маршировал французский корпус, которым командовал генерал Удином.
В 1831 году во время восстания пребывал сборный передовой отряд Эмили Плетярите.
В 1836 году через Даугайляй был проложен тракт Санкт-Петербург - Варшава. Тогда же была основана основная почтовая станция. О поездке на дилижансе через Даугайляй писал классик литовской литературы поэт Антанас Баранаускас .
Не обошло стороной Даугайляй и восстание 1863 года. В окрестностях Даугайляй действовали повстанцы под руководством К. Лукощюнаса, бывшего завхоза поместья Сташкунишкис. 20 мая 1863 года повстанцы прибыли в Даугайляй.
Во времена запрета литовской печати до Даугайляй доходили литовские книги, газеты, молитвенные книги, которые распространяли Ионас, Юстине и Юлия Юряле,
В 1900 году в Даугайляй была открыта государственная русская начальная школа.
До 1-й мировой войны Даугайляй принадлежал Зарасайскому уезду Анталепской волости.
В 1903 году в Даугайляй проживало 419 жителей. Во время войны (1915г.) Д. очень пострадал.
В 1918 году в Даугайляй была создана Советская власть, которая продержалась до июня 1919 года. На Даугайляйском кладбище захоронены 17 добровольцев Литовской Армии, которые погибли в боях против большевиков. В 1919 году основан Утянский уезд, в который вошла Даугайляйская Волость
В 1920 году начала действовать литовская начальная школа.
В 1921 году в Даугайляй действовало управление волости, почта и полицейский участок, медицинский и ветеринарные пункты, кооператив, общество мелкого кредита, аптека, несколько магазинов и трактиров, льняная мастерская и шерстнобитная, несколько ремесленных мастерских.
В 1936 году в Даугайляй была построена начальная школа шести комплектов.
Начавшаяся советская оккупация нарушила покой даугайляйцев. Арестованы и сосланы семьи Рейнисов, Прунскисов и других.
2-я мировая война унесла жизни даугайляйцев П.Юряле, И.Мяркиса,Б.Кимсы.
Уже 10 июля 1944 года в Даугайляй хозяйничала Советская власть.
Осенью 1944 года в Даугайляй начала действовать прогимназия, которая в 1949 году реформирована в семилетнюю школу, а затем – в восьмилетнюю.
Послевоенные годы трагические и трудные. Организовывалось вооружённое сопротивление Советской власти.
В 1946 году в Даугайляйском краю начали действовать 3 партизанских отряда, но уже в 1949 году погибли командиры рот, увеличились случаи предательств и арестов, партизанская борьба стала ослабевать.
В настоящее время в центре посёлка находится площадка в виде треугольника, где были казнены литовские партизаны.
Осенью 1949 года в Даугайляй был создан первый в районе колхоз, который позже не один раз укрупнялся и просуществовал до 1992 года. С 1992 по 1996 годы в Даугайляй действовало сельскохозяйственное общество.
В 1970 году в центре посёлка выросло новое здание школы, а через 11 лет возле старого здания пристроили спортзал и ещё один учебный корпус. В 1998 году школа в Даугайляй получила статус основной школы.

ПОСЕЩЯЕМЫЕ МЕСТА В ДАУГАЙЛЯЙ

Даугайляйское городище – это археологический памятник, который находится в 300-х метрах от шоссе Утена – Зарасай, датируемое первым тысячелетием.
В конце 17 века на городище был построен первый католический костёл. На его паперти были захоронения.
В 1990 году Институт Истории Литвы (руководитель Г. Забела) исследовал центральную часть городища. Найдены обгорелый фундамент костёла, сложенный из камней и части разрушенных могил. 15 июля 1990 года на городище поставлен деревянный крест в память о первом костёле.

ДАУГАЙЛЯЙСКИЙ КОСТЁЛ

Когда именно был построен первый костёл точных - сведений нет. Однако сохранившиеся старинные метрики свидетельствуют, что уже в конце 17 века здесь существовал костёл.
Современный католический костёл Святого Антанаса построил в 1883 году ксёндз Антанас Румсявичус.
В 1897-1935 г.г. в Даугайляй руководил приходом ксёндз К. Киршинас, который покоится на местном кладбище. Ксёндз К. Киршинас особенно заботился о просвещении земляков.
В 1939 году ксёндз Казимерас Мозура отремонтировал костёл, построил новое здание для нужд Даугайляйского прихода.
Ксёндз Адомас Вишняускас и Гедиминас Шукис заботились о Даугайляйском приходе в послевоенное время.
С 1970 года Даугайляйским приходом руководит и заботится ксёндз Пятрас Балтушка, который в июне 2004 года отметил 50-летие своей деятельности. Он не только заботится о делах прихода, собрал богатую библиотеку. Указом Президента Литовской Республики ксёндз Пятрас Балтушка был награждён рыцарским крестом Великого Литовского князя Гедиминаса.

ДАУГАЙЛЯЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ

В западной части посёлка находится Даугайляйское кладбище. Захоронения тут ведутся с 1886 года. Здесь покоятся 17 добровольцев Литовской Армии, которые погибли в 1918-1921г.г. в боях с большевиками. Среди погибших обнаружено имя младшего лейтенанта Юргиса Сидаравичуса. Его могила – исторический памятник.
В 1990 году из Иркутска были привезены и перезахоронены останки ссыльного Казимераса Килбаускаса (1885-1949г.г.) На этом кладбище покоится ксёндз Киршинас и доктор философских наук ксёндз Юозапас Чепенас.

ПАМЯТНИК 550-летию КРЕЩЕНИЯ ЛИТВЫ

В центре посёлка есть памятник «Богу и Родине», установленный в 1938 году и посвящённый 550-летию крещения Литвы, а также 25-летнему юбилею Союза католической молодёжи, 20-летию независимости Литвы и 15-летию деятельности Даугайляйской ячейки.
Этот памятник освятил Его Преосвященство, бывший Вильнюсский архиепископ Мечисловас Рейнис, арестованный Москвой и погибший в подвалах Лубянки. Во время оккупации этот памятник хотели уничтожить, но не смогли. Лишь с приходом в Литву Независимости, благодаря ксендзу Даугайляйского прихода Пятраса Балтушки памятник вновь реставрировали, а в 2002 году на его ступенях была прикреплена Памятная плита с именами погибших партизан Даугайляйского края.
Исчерпывающую информацию о Даугайляй, его историческом прошлом и известных людях этого края можно найти в музее края.

МУЗЕЙ ДАУГАЙЛЯЙСКОГО КРАЯ

Музей Даугайляйского края расположен в отдельном и специально оборудованном помещении Даугайляйской основной школы.
Музей торжественно открыт 7 мая 1988 года. С тех пор им руководит бессменный руководитель Музея преподаватель истории Рита Юркявичене.
С наступлением Независимости Литвы экспозиция музея была обновлена.
11 июля 1993 года Музей Даугайляйского Края освятил Паневежский архиепископ Й.Прейкшас. Музей посещают гости из разных мест Литвы и из-за границы. Среди гостей Музея, осматривающих его богатые экспозиции, можно встретить учеников, студентов и многих других людей, проявляющих интерес к истории Даугайляйского края

ПОСЕЩАЕМЫЕ МЕСТА ДАУГАЙЛЯЙСКОГО КРАЯ

РОДИНА БРОНЮСА КВИКЛИСА – автора 4-х томного издания «Костёлы Литвы».
Бронюс Квиклис родился в дер. Застронас, что под Даугайляй. Здесь же начал посещать Даугайляйскую начальную школу.
Закончив университет Витаутаса Великого, где изучал право и получив диплом экономиста, издал книгу «Даугайляй».
В 1944 году был вынужден эмигрировать из Литвы. Вначале жил в Германии, а с 1949 года в США в Чикаго. В свободное от тяжёлой физической работы время он начал собирать по крупицам материал о костёлах Литвы, который потом перерос в четырёхтомное уникальное издание «Моя Литва» Эта книга об истории деревень и городков-местечек Литвы.
Позже ему удалось издать 7-томный труд «Костёлы Литвы «.
Бронюс Квиклис - это наш земляк, известный деятель за границей, всю свою жизнь посвятивший сохранению литовского духа. На его родине установлен памятный крест.

РОДИНА ПОЭТА ЧЁЖИНИСА ИОНАСА

Поэт Й. Чёжинис родился в 1915 году в дер. Чёжиняй. Там и окончил начальную школу, однако из-за бедности и нехватки средств не смог окончить гимназию. Ему пришлось работать по найму у фермера, работал в типографии, в Анталептской библиотеке.
Спустя несколько лет окончил Вильнюсский библиотечный техникум, чуть позже – изучал библиотековедение в Вильнюсском Университете.
В период 1957-1976 г.г. работал в редакции газеты «Пионер Литвы». Входил в состав «Союза писателей Литвы». Выпустил пять поэтических сборников, стихи и рассказы для детей. Умер 18 июля 1987 года. Покоится в г. Вильнюсе

УСАДЬБА АНТАНАСА И МОТЕЮСА МИШКИНИСОВ

Эта усадьба находится в 5 км от Даугайляй в дер. Юкненай. Там родились и выросли два брата – Антанас и Мотеюс.
Антанас известен как поэт, написавший несколько сборников стихов: «Белая ворона», «Ворота на дороге»», «Четыре города», «Дневник», «Клёны на дороге» и др.
В 1948 году был сослан за принадлежность к подпольной организации. В ссылке пробыл 8,5 лет. Умер в Литве. Захоронен в Вильнюсе.
Мотеюс – переводчик, педагог и литературный исследователь. В своё время работал в гимназиях Каунаса, Мариямполе, Расейняй, Директор департамента начального образования. Умер 5 марта 1974 года в дер. Юкненай. Захоронен на кладбище в Ваясишкисе. Бывшие ученики Мотеюса в память о нём установили памятную стелу. Спустя 10 лет похожий памятник был устновленего брату Антанасу Мишкинису. Автор – народный мастер С.Каранаускас. В настоящее время в их усадьбе создан музей.

РОДИНА АРХИЕПИСКОПА МЕЧИСЛОВАСА РЕЙНИСА

Мечисловас Рейнис родился в 1884 году на хуторе с экзотическим названием Мадагаскар. Это был энциклопедически образованный и эрудированный человек.
Мечисловас Рейнис – Министр иностранных дел Литвы, был архиепископом Вилкавишкиса, управляющим Вильнюсской курии. Ссыльный. Умер в 1953 году в тюрьме города Владимира.
В 1990 году на родине М. Рейниса, на хуторе Мадагаскар установлен деревянный памятный крест. Автор проекта – Р. Лукашейтите, по проекту которой мастер Р. Жалюкас создал этот памятник.

ВЯЛАЙКЯЙ

Это родина историка Пранаса Чяпенаса. Он известен как редактор «Литовской энциклопедии», «Словаря международных слов», во времена Независимой Литвы – редактор 37-томного издания «Литовский энциклопедии», выпущенной в Бостоне, редактор 2-х томного издания «Литовская история новейших времён» и её автор.
3 октября 1980 года историк Пранас Чяпенас умер в США.

ЮОЗАС ЧЯПЕНАС

Доктор философских наук ксёндз Юозас Чяпенас родился 31 октября 1880 года. Гимназию окончил в Вильнюсе, теологию изучал в Жямайтийской Духовной Семинарии в г. Каунасе, философию и научные дисциплины – в Германии. В 1905 году освящён и принял духовный сан. Возглавлял многие приходы по всей Литве. Местом вечного покоя избрал рядом со своим дедушкой Марком Чепенасом на Даугайляйском кладбище. Умер 24 января 1976 года.
В Вялайкяй до сих пор сохранилась усадьба Чяпенасов, расположенная в живописном месте, которую могут посетить все желающие.
ТАУКЯЛЯЙ

Йокубас Шимкявичус – доктор, медицинский деятель и гуманист. Родился 3 июля 1775 года в Расейнском районе. В 1802 году окончил Вильнюсский университет, работал врачом.
В 1805 году он создал Товарищество Вильнюсских медиков. В 1806 году на польском языке издал первый в Литве учебник по хирургии «Теоретическое и практическое учение по хирургии». Первый в Литве начал пропагандировать здоровый образ жизни. В Завещании свои сбережения распределил следующим образом: для создания школы ремесленников, другая часть Завещания определена для бедных детей родной деревни Таукяляй, где и провёл последние дни своей жизни. На том месте установлен памятный столп.

 

Joomla templates by a4joomla